Дизайн 21

Вам нужно добавить виджет, строку или готовый макет, прежде чем вы увидите что-либо здесь. 🙂

После того, как вы определились со схемой простого квилта из одного или двух блоков можно приступать к раскраске блоков в цвете. Но, прежде чем это делать надо научиться делать это с умом. И поэтому теперь настало время поговорить о том, как же подбирать ткани для классического квилта.

Принципы выбора ткани для классического квилта

Как же все таки подбирать ткани? — спросите вы. Ведь существует столько колористических схем, столько вариантов, что и не знаешь, как в этом потоке информации о цвете не утонуть.

В первую очередь все зависит от ТЕМЫ. И это не голословно. Потому что любая тема вызывает у вас (именно у вас, а не у всех остальных людей) конкретные цветовые ассоциации. Начните с этого! Определитесь с общей цветовой палитрой, которую вы видите в своей будущей работе. Согласитесь, что для мальчишеского квилта  вы не станете копаться в розовой палитре, и в желтой и в сиреневой. Вот! Уже какое-то количество цветов отпало и и выбор стал значительно уже.

А если говорить об этом серьезно, то конечно же выбор не может существовать отдельно от ассортимента! Т.е. шить вы будете из реальных тканей, которые найдете в продаже, поэтому и ориентироваться нужно в первую очередь на то, что есть в наличии в магазинах. Вот давайте об этом и поговорим.

Большинство западных магазинов предлагают предварительно нарезанные наборы из коллекции дизайнерских тканей. Не пренебрегайте этими наборами, потому что зачастую такой набор может стать отправной точкой в подборе остальных тканей. Возможно, вы выберите не все ткани из этого набора, но имея в арсенале уже несколько хорошо подходящих друг к другу тканей (а в дизайнерских коллекциях это всегда так, потому что над их разработкой трудился профессионал) будет намного легче подбирать остальные ткани.

Почему работать с готовыми наборами удобно? Потому что чаще всего в идею коллекции уже заложена какая-то основная тема и количество тканей в наборе предлагает хороший набор разнообразных принтов подходящих друг другу.

Есть некоторые правила составления коллекций тканей. В каждой коллекции дизайнер может “заложить” самое разное количество видов тканей, это практически всегда произвольная цифра. И совершенно не обязательно покупать для работы ткани всей коллекции. Достаточно купить некоторые, но выбрать их с пониманием, какая ткань для чего может послужить.

Но с чего начать, когда нужно решить, какие ткани отбраковывать, а какие оставить для реализации конкретного проекта?

Есть некоторые правила, которые соблюдают все дизайнеры, ориентируясь на них они составляют коллекции. Зная эти правила, ваш выбор будет осознанным, а не интуитивным.

Давайте рассмотрим основные принципы построения классических коллекций (и большинство коллекций Contemporary) на примере коллекции “Cider” дизайн BasicGrey, производитель Moda Fabrics. Это большая коллекция, включающая в себя 40 видов тканей.

Построена она на контрастной растяжке теплых кораллово-желтых, через нейтральные коричневые к холодным бирюзовым, которые выведены в нейтральные бежевые. Слово “нейтральные” в данном контексте обозначает не температуру цветов, а занимаемое место в коллекции. Т.е. “нейтральные” ткани в коллекции — это те ткани, которые служат переходной ступенькой между основными цветами и зачастую в работе используются, как фоновые ткани в квилте.

А теперь рассмотрим подробно, какие же виды тканей есть в каждой коллекции.

1) Практически все коллекции содержат одинаковые по рисунку ткани, но разные по цвету. Повторения принтов выполняются, как минимум в двух цветовых вариантах. В больших коллекциях это могут быть повторения из 3-4 цветовых вариантов.

Это необходимо для того, чтобы у автора будущего квилта всегда был выбор в какую сторону “вывести” общую палитру квилта” в холодную или теплую, в светлую или темную, в зависимости от задумки или задачи.

2) В рамках одной коллекции всегда присутствует градация масштаба принтов (рисунков).

Есть ткани с неярким, ненавязчивым, частым принтом. Сюда же относятся ткани с мелким рисунком. Их задача заполнять большие пространства в квилте, создавать общий рисунок в блоках, чтобы не сломать его геометрию; также они могут выполнять роль разделительных полос.

Есть ткани со средним размером рисунка. Это ткани которые добавляют в детали крупных элементов блока. Они могут нарезаться в мелкие детали, но только очень выверенно, фрагментарно, чтобы не сломать рисунок блока. Особенно это касается тканей с ярко выраженными геометрическими рисунками, и рисунков на крупной сетке.

Ткани с ярко выраженными крупными рисунками. Хаотичная нарезка таких тканей в блоки создаст хаос и сломает архитектуру любого блока. Если их использовать, то только в крупных центральных элементах, где они не будут “соперничать” с другими принтами за первенство (далее я покажу принцип). Или можно использовать их на основе симметрии и вырезать в одинаковые фрагменты блока одни и те же фрагмента рисунка ткани, тогда блок будет не только красивым, но и выразительным.

Из тканих тканей получаются очень красивые узоры собранные в техниках “бумажных шаблонов” ручным способом, пассакальи и бабушкины сады.

Вспомните наше правило трехкомпонентности — для того, чтобы работа была красивой и выразительной нужно чтобы в ней сочетались ткани с принтами всех трех размеров. Помните это при выборе тканей для своих проектов.

Есть еще один нюанс. Самая красивая, чаще всего с цветочным принтом ткань коллекции, обычной выпускается во всех цветовых вариантах в рамках коллекции. Потому что именно этот принт выберет большинство людей на бордюр. А если ткань массово берут на бордюр, то ее, соответственно, нужно намного больше метража, чем любой другой ткани (минимум 1,5 ярда на небольшой квилт), именно поэтому ее выпускают во всех цветах, чтобы у всех была возможность приобрести “бордюрную” ткань. Но не обольщайтесь, что этих тканей всегда выпускают больше, заканчиваются они раньше любой другой в коллекции.

Кроме того, в каждой коллекции дизайнер обязательно закладывает базовые однотонные ткани (Solids) или почти однотонные. Они служат в качестве нейтральной основы и могут выступать абсолютно в любой роли в квилте, от любого элемента блока, быть фоном, разделительными полосами и даже бордюром, на котором будет великолепно видна красивая стежка.

Обычно есть выбор цветов таких тканей в коллекции, чаще всего это все открытые цвета, которые есть в заявленной цветовой растяжке.

Но, даже если в коллекцию по каким-то причинам (чаще это экономические причины, связанные с печатью дополнительных рулонов) не заложены базовые однотонные ткани, вы всегда можете подобрать однотонные ткани в цвет коллекции из классических однотонных коллекций. Сейчас очень много таких коллекций у разных производителей.

Кроме того (в данной коллекции таких тканей нет, но я думаю, что суть вы поймете), в коллекциях могут присутствовать бордюрные ткани, с разной шириной бордюра. Эти ткани особенные, они всегда красивые с яркими неповторимыми рисунками. Чаще всего их покупают для выполнения бордюра в квилте. Такая ткань может содержать один вид рисунка, или несколько, полосы в одной ткани могут быть с разными размером рисунка и разной ширины.

Так же во многих коллекциях дизайнеры добавляют ткань в узкую плоску. Это не просто ткань для блоков, как другие, у нее есть свое особое предназначение — это ткань для выполнения окантовки квилта. Когда ткань с прямой линией нарезается на полосы под углом 45 градусов — получается очень красивая косая бейка. Бывает даже, что дизайнеры “закладывают” в коллекцию несколько цветовых вариантов таких тканей, чтобы можно было окантовать разный бордюр, темный или светлый. Например, Эдита Стар в свою коллекцию “Blue Sky ” заложила две такие ткани — полосы на голубом фоне и полосы на светлом фоне.

3) Есть еще один важный аспект, часто закладываемый в коллекции дизайнерами.  Не смотря на то, что дизайнер всегда подбирает для коллекции цвета контрастные — коллекция устроена так, что подборка тканей в ней позволяет использовать квилтеру только теплый, или только холодный набор тканей из одной коллекции. Это намеренный ход, он расширяет возможности потенциальных покупателей для проектирования собственных проектов.

Если вы сомневаетесь, на какой гамме остановиться, то есть небольшая хитрость. Уважающие себя производители тканей всегда к к новой коллекции выпускают рекламные буклеты  (Pattern) с разработками нескольких дизайнов квилтов на основе предлагаемой коллекции. Дизайны бывают разной сложности, но нам сейчас это совершенно не важно. Мы смотрим не на предлагаемый дизайн,а на то, как выглядят сочетания конкретных тканей в разной геометрии.

Рассматривая такие буклеты можно определиться с тем, какие сочетания тканей в этой коллекции вам нравятся, в каких блоках они смотрятся наиболее выигрышно (в простых, сложных, в звездах и т.д.), а таже определиться с тем, какой фон кажется вам самым выразительным для этой коллекции.  Мне, например, очень понравился квилт с ромбами на грязно-желтом, очень стильно смотрится, и если бы я выбирала фон из этой коллекции для своего квилта, то возможно, выбрала бы именно его.

4) Как вы уже, наверняка, догадались в рамках одной коллекции всегда присутствует разброс предлагаемых тканей не только по цветам, но и по насыщенности, яркости. Т.е. каждый цвет представлен в тоновой растяжке.

Для того, чтобы ваш квилт был выразительным, блоки в нем красивыми и читаемыми необходимо подбирать ткани с разными характеристиками. Нельзя взять только синие ткани и думать, что раз рисунок на всех разный, то квилт будет интересным. Не будет! Все рисунки потеряются, а геометрия блоков сольется в одно сплошное синее пятно. Помните об этом.

Вот такие принципы работы с тканями можно найти практически в каждой коллекции. Есть, конечно, нестандартные коллекции, но их намного меньше. Надеюсь, что теперь вам будет понятно, как устроена коллекция тканей и вы будете выбирать ткани взвешенно, а не интуитивно основываясь на “мне надо всё”, поверьте — не надо!

Еще скажу несколько слов о некоторых тканях, которых в данной коллекции не встретилось.

Запомните, для того чтобы сохранить геометрию блока тканей с ярко выраженным четким геометрическим рисунком в составе блоков лучше избегать. Или, если использовать их, то очень осторожно, выверенно, предварительно проверив не нарушат ли они геометрию блока, не исказят ли его ровные линии.

Ткани в линию можно фрагментарно использовать в блоках, но важно, чтобы ткань при этом кроилась с учетом симетричного вращения блока, иначе блок будет выглядеть неуравновешенным или, хуже того — просто кривым. Рассмотрите внимательно примеры блоков, которые я нашла для вас. В каждом из этих блоков ткань в линию выкроена с учетом рисунка полосы и тогда это рисунку блока идет на пользу. Если этого не соблюдать, то блок ждет катастрофа.

Кроме того, ткань в линию может и самостоятельно выступать в роли архитектора блока. Посмотрите какой простор для творчества и фантазии.

Ткани в клетку я не рекомендую вам использовать в классических блоках вперемешку с какими-либо другими принтами. Слишком велика вероятность того, что вам не удастся раскроить детали ровно по линиям рисунка клетки и тогда весь ваш блок “поплывет”. Посмотрите на примеры блоков, которые я нашла. Не смотря на то, что авторы блоков явно старались учесть рисунок клетки, блоки все равно выглядят кривыми и косыми. Клетка очень сильно попадает под влияние рядом стоящих других тканей и структура ее визуально разрушает блок.

Но тогда закономерен вопрос от вас: “А зачем же тогда ткани в клетку добавляют в коллекции”?  У меня есть несколько ответов на него.

Первый — статус “ткани для пэчворка” совсем не значит, что из них можно шить только одеяла. Из них можно шить все что угодно. И согласитесь, что, например, платье в клеточку выглядит всегда очень красиво. Или например, в рождественские коллекции практически всегда закладывают одну, а то и несколько тканей в разную клетку — подушка из яркой клетчатой ткани как ничто другое украшает интерьер комнаты и привносит атмосферу праздника. Клетка очень красивая ткань и исключать ее из обихода совсем не нужно.

Второй — не смотря на то, что в квилтах клетка “не дружит” с другими тканями, она прекрасно существует сама по себе. Посмотрите какие красивые, самодостаточные и интересные по своей структуре получаются квилты из клетки. У меня они вызывают восхищение.

Когда клетке не мешают другие ткани, она способна раскрыть весь свой богатый потенциал. Т.е. если вы будете использовать клетчатые ткани и только их разновидности для построения всего квилта целиком, то уверена у вас получится замечательное изделие. Клетка — весьма самодостаточный рисунок и сама по себе она может украсить геометрию любого блока. И самое главное — что в блоках смоделированных только из клетчатых тканей уже не важно насколько точно вы попадаете при раскрое в линию рисунка, геометрия блоков от этого не страдает. Вот такой парадокс.

Ткани с рисунком “зигзаг” тоже капризны и не любят соседства с другими тканями. Точнее очень капризно выбирают соседей.

Они, как и линия, любят выверенный крой и продуманную вращательную симметрию. Лучше всего эти ткани раскрывают свой потенциал в калейдоскопах, там они способны создавать интересные рисунки по линиям совмещения.

С рисунками видами и рисунками тканей разобрались.

—————————————————————————————————————

Теперь давайте рассмотрим принцип работы по подборке тканей на более конкретном примере.

Например, вы хотите создать любой из этих новогодних квилтов. Начать необходимо с анализа. В основе каждого из этих дизайнов лежит паттерн (блок), повторяющийся в той или иной последовательности в сетке. Для реализации любого из этих проектов нужен разброс в оттенках красных и зеленых тканей, а также нужна светлая ткань для фона (белая, бежевая, светло-зеленая), в которой бы не было активного рисунка.

Для реализации проекта идеально подойдет любая из коллекций.

В чем преимущество коллекций? В том, что у вас не возникнет трудностей с подбором характеристик цвета. Все они выверены, имеют одинаковую тональность, яркость и плавную растяжку цвета, которая не будет выбиваться в изделии отдельными не вписывающимися в общую гамму лоскутками. Подбирая ткани отдельно, да еще если в интернете, а не в реальном магазине, учесть все эти характеристики цвета очень сложно.

Далее из коллекции нужно выбрать по 3-4 красные и зеленые ткани, так чтобы они отличались размерами рисунка, насыщенностью и тональностью. Также подобрать фоновую ткань (одну или несколько в зависимости от задумки).

В качестве бордюра можно использовать разные варианты тканей с бордюрами.

Или купить большой метраж ткани с крупным рисунком, который вам нравится, и сделать бордюр из этой ткани. Тут вы руководствуетесь своим личным вкусом.

Но может быть и ситуация, когда вами руководит не только ваш вкус, но и общая цветовая гамма работы. Например, когда структура квилта такова, что бордюр “просится” светлый, воздушный с ненавязчивыми рисунком, тогда можно выбрать вот такую бордюрную ткань, в которой вокруг рисунка много “воздуха”, т.е. фоновой ткани.

Так строится работа если вы отталкиваетесь от готовой коллекции, в которой все подумал дизайнер. Выбираете ткани и распределяете их в своем черно-белом эскизном блоке соответственно с тональностью, которую определили в ахроматическом варианте блока.

Но если, например, работать с коллекцией возможности нет? В большинстве случаев реальность такова, что отталкиваться нам необходимо от ассортиментов наших магазинов, где от коллекций продают максимум по нескольку тканей. Что делать в таком случае? Как подобрать разрозненные ткани так, чтобы они подходили друг другу?

Тут пригодится другой подход к выбору тканей для квилта! Источником поисков тканей для проекта может послужить некий объект, в котором вам нравится цветовое сочетание, назовем его условно “источник вдохновения”. Это может быть любая фотография, цвета которой вам понравились, какой-то предмет, и, конечно же, ткань.

Допустим у вас есть одна очень любимая вами ткань. Например, вот с таким красивым, очень крупным принтом и вы хотите сшить с ней квилт.

Или может и не планируете конкретно ее резать, просто сочетание цветов на ней вам безумно нравится и хочется сшить работу в таких красках. Такой вариант тоже может случиться.

Рассмотрим вариант, когда вы хотите использовать ткань, служащую источником вдохновения. Отталкиваясь от того, что в данной ткани крупный рисунок, вы понимаете, что она может послужить вам только в двух случаях.

Первый — стать центром в больших блоках, где ее не придется резать на мелкие лоскутки и ее красота останется видна. Например, вот такие блоки.

Второй — стать бордюром, причем широким бордюром, чтобы опять же не урезать цветы в половину, чтобы оставить их красоту.

В любом из этих двух случае нужно подобрать другие ткани для проекта так, чтобы они подходили к основной ткани.  Для этого на каждой ткани есть кромка с набитыми на нее цветными кружочками. Эти цветные маркеры содержат информацию о том, какие цвета содержит данный принт. Сколько цветов будет использовано в ткани, столько цветных кружочков вы найдете на кромке.

Ориентируясь на цвета этих “маркеров” можно подбирать ткани более уверенно, что они подойдут к той, которая лежит в основе идеи. Но, вполне может быть, что на кромке нет никаких маркеров, такое тоже бывает.

Тогда тоже есть выход — нужно определиться с тем, какие цвета лежат в основе данной ткани самостоятельно, без подсказок производителя ткани. Для этого можно воспользоваться техникой визуализации через выборки  цветовой палитры по фотографии. Это довольно простая техника. Существует довольно много программ, которые сделают это за вас. Например, вот такая

IMGonline.com.ua

Суть ее в том, что вы загружаете любое изображение, и программа сама выдает вам его палитру. В этой программе легкий интерфейс, достаточно открыть нужную картинку и указать количество цветов для пантона. Готовую картинку можно сохранить на компьютер в формате .jpg и пользоваться ею в любое время.

На основе подобранных цветов можно выбирать ткани с разными рисунками, с разной насыщенностью и яркостью цвета, с разными размерами изображения. Чем больше разных тканей вы подберете, тем интереснее будет итоговая работа.

Причем, обратите внимание, что вы можете избирательно подойти к выбору цветов на получившейся палитре. Можно взять больше одних, и меньше других. Можно вообще, исключить какой-то цвет (я, например, убрала все желтые) и добавить тот, которого вам хочется, но в палитре его нет. Т.е. получившаяся палитра это не аксиома, от которой нельзя отступать. Это просто руководство к творческому действию. Вот такая подборка получилась у меня.

На основе этой подборки можно уже делать эскиз в цвете. Для ясности работы определитесь с тем, какая ткань у вас будет соответствовать вашей цветовой растяжке в пантоне.

Как видите, я не все подобранные варианты отрезов оставила, какие-то в процессе отсеялись. Несколько тканей я взяла немного не соответствующих предлагаемому пантону (мне хотелось большего разброса в светлоте и меньше желтизны). И плюс к своей растяжке добавила еще синий. Пантон этот цвет не содержит, но в основном рисунке он есть и мне его присутствие нравится. Т.е. следование пантону это тоже не аксиома, все можно менять в том ключе, который вам ближе.

Обязательно определитесь с тональностью каждой ткани. Можете выстроить их в порядке нарастания тона, если вам так удобнее.

Теперь, когда вы знаете эквивалент тона каждой из выбранных вами тканей, можете подставлять их в черно-белые блоки, которые вы делали в самом начале. Покажу на примере этого, блока.

Вы разобрали этот блок по свето-тоновым отношениям. Теперь (когда вы их знаете) можно подставлять идентичные значения из цветных тканей. Но поскольку набор тканей у вас больше, чем количество тканей в блоке, то вы можете составить несколько вариантов. Т.е. в каждом из цветных наборов вы будете соблюдать свето-тоновые отношения, как в черно-белом БЛОКЕ, но 5 тканей каждый раз будут в разном сочетании.

Но при этом важно, чтобы в каждом из трех наборов также  соблюдались свето-тоновые отношения между тканями, т.е. каждый подбор будет представлять собой растяжку в тональности. В словах звучит немного сложно, надеюсь на картинках будет понятно.

Растяжка для первого варианта

Растяжка для второго варианта

Растяжка для третьего варианта

Вам останется только выбрать тот блок, который больше всего понравится.

Из всех вариантов я выбрала первый и с ним получился вот такой квилт на диагональной сетке размером 5х7 клеток, с тремя бордюрами.

Оба варианта и квилт из одного блока и квилт из двух блоков, могут в каждом блоке использовать идентичную раскраску, тогда все блоки в квилте будут выглядеть одинаково.

Но только в квилте из одного блока каждый блок может быть “раскрашен” по-разному. Набор тканей при этом используется один, только отрезы миксуются между собой. В квилте из двух блоков такое сделать очень сложно, структура квилта распадется.

Но в квилте из 1 блока и в квилте из 2-х блоков можно задавать любой ритм блокам, который может выражаться в повторении цветов, размеров или форм.

Хочу предостеречь вас от ошибки, которую можно допустить при планировании квилта из одного или двух блоков. Чередуя группы тканей для составления однотипных блоков следите за тем, чтобы ткани не выпадали из общей тональности, иначе образуются визуальные провалы, которые будет выглядеть как световые дырки, что нарушает целостность работы.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1) Выберите понравившуюся коллекцию тканей любого производителя и проанализируйте ее, какие ткани в ней присутствуют, каких не хватает (такое тоже бывает).

2) Найдите ткань “источник вдохновения” и сделайте к ней подборку дополнительных тканей, которые бы могли стать основой будущего дизайна квилта.

4