КЛАССИЧЕСКОЕ ТРАПУНТО
Классическое трапунто — создается за счет разницы толщины наполнителя в элементах рисунка и фона. Рисунок такого изделия выглядит наиболее объемно и фактурно.
P.S.: Не смотря на то, что мы называем этот вид трапунто классическим, не нужно забывать, что это не более, чем машинная имитация. Потому что настоящее, истинное трапунто выполняется вручную! Это уникальный вид ручного рукоделия со своими традициями и техническими приемами, существующий не одно столетие. Но появление швейных машин дало рукодельницам возможность выполнить подобную работу в разы быстрее. Но тем не менее, это все равно машинная имитация! Так же, как вышивку на машине нельзя сравнивать с ручной вышивкой гладью, так же и машинное трапунто нельзя сравнивать с истинным ручным видом рукоделия.
Ткань для работы выбирайте только однотонную, без рисунка и из натуральных волокон. Можно взять окрашенный батик, но тоже не с активным рисунком и без ярких переходов цвета одного в другой.
Рисунок для работы. Чаще всего, для этой техники используют симметричные рисунки. Однако, симметричность рисунка это не правило, а просто традиция. Линии рисунка должны быть замкнуты в отдельные элементы. Не должно быть мелких элементов или очень узких полосок. Так же не рекомендуется выбирать рисунки, с очень крупными элементами.
Мы с вами создадим свой авторский рисунок. Как его сделать рассказываю в видео.
Для того, чтобы не привнести в рисунок ошибок, которые затруднят выполнить его в технике трапунто, посмотрите еще одно видео. В нем я делаю разбор самых частых ошибок, которые допускают ученики в своих рисунках.
Техника создания классического трапунто показана в следующих видео.
Соберите сэндвич с двумя слоями наполнителя толщиной 100, или одним слоем толщиной 200. Ткань на бэк не ставится. Скрепить сэндвич на данном этапе можно портновскими булавками. Недостаточность объема элементов потом будет сложно исправить, поэтому берите наполнитель, как можно толще и не выбирайте рисунки с очень крупными элементами в них любой наполнитель будет западать и проваливаться.
Выберите нить для работы. На этапе обучения лучше выбирать мононить (леску для шитья) или водорастворимую нить, поскольку любая неточность в шве будет видна на работе, а эти нитки сделают ошибку незаметной. Водорастворимая нить ставится и на лицо и на изнанку. Мононить ставится только на лицо, если поставить ее и в шпульку, то машина может с ней не справиться, у меня вплоть до того, что ломается игла. В шпульку можно заправить тонкую белую нить.
Простегайте каждый замкнутый элемент рисунка четко по линии. Если используете мононить, то нитки начала и конца завязываются на изнанке в узелки. Если используете водорастворимую нить, то можно делать реверс или просто обрезать хвостики нитей, или если в вашей машине есть авто-закрепка, можно пользоваться ей (узлы не завязывают, потому что нить все равно потом растворится в воде).
Переверните сэндвич на изнанку и максимально близко к линии строчки, удобными для вас ножницами с острыми концами, обрежьте весь наполнитель вокруг замкнутых элементов, т.е. тот, который служит фоном. Эта работа очень кропотливая и требующая максимальной аккуратности. Самое главное не прорезать ткань лица. Не выбирайте для этой работы рисунки, в которых много близлежащих элементов (как у меня в образце) будет очень сложно вырезать не имея опыта.
Когда все элементы обрезаны, то с лицевой стороны уже виден созданный объем.
Соберите классический сэндвич с одним слоем наполнителя и качественно натянутой изнанкой.
Для финальной работы можно брать нить в тон ткани, тогда на лицо и на изнанку поставьте нить одного цвета. И конечно же, можно экспериментировать и выбирать нить цвета отличного от цвета ткани.
Окончательная стежка работы заключается в том, что по строчкам проложенным первый раз необходимо пройти повторно, но при этом уже пространство между элементами необходимо заполнять плотной стежкой, «утопив» таким образом фон.
Если стежка произведена водорастворимыми нитками, то можно пройти по ней повторно. Если в работе использовалась мононить (при обычной нитке тоже можно так делать) нужно проходить не точно по строчке, а отступив миллиметр от нее наружу, создавая минимальный эхо-контур.
Существует один декоративный прием для того, чтобы усилить эффект рельефности в работах трапунто. Вокруг основного рисунка заполняющая стежка выполняется с более плотным шагом, а к краям становится все реже. Это создает интересный визуальный эффект, который вы часто можете встретить на просторах сети. Однако, это не правило, а просто технический приём, я, например, в своих работах его никогда не использую. Это дело личного вкуса.
После стежки всей работы следы маркера и водорастворимой нити удаляются водой. Для этого достаточно замочить работу на 10-15 минут в воде комнатной температуры. Для окончательного удаления следов водорастворимой нити можно протереть губкой по контуру рисунка. Работу нельзя выкручивать и утюжить по выпуклым деталям. Сушить так же, как и ложное трапунто.
Выбор цвета ниток и рисунка заполняющей стежки имеет не менее важное значение, чем выбор самого рисунка трапунто. Уделите этому особое внимание! Помните, что основной рисунок должен сочетаться с рисунком заполняющей стежки, он должен тематически ему соответствовать и не перебивать основной мотив.
Примеры того, как цвет ниток и рисунок стежки может влиять на визуальную концепцию работы.
Работы студентов:
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
1. Найдите в сети два рисунка. Один для ложного трапунто, другой для классического.
2. Выполните работу в технике ложного трапунто, размер по большой стороне не менее 40 см. Рисунок для покрывной стежки попробуйте /найти/придумать самостоятельно, подойдите к этой части творчески, посмотрите какие бывают рисунки покрывной стежки, поищите на просторах Pinterest.ru, развивайте насмотренность, пополняйте багаж визуального опыта, его нужно накопить, ни один учитель вам не выгрузит наполненность своего мозга в ваш.
3. Симметричный рисунок используйте для создания классического трапунто. Посмотрите на рисунок внимательно, прежде чем брать его в работу. Проанализируйте его форму, приближенность линий друг к другу, сможете ли вы вырезать его по контуру из наполнителя? Выполните работу на сэндвиче, размер по большой стороне не менее 40 см. Покрывную стежку попробуйте найти/придумать самостоятельно.
Если успеете, оформите обе работы в изделия, например в наволочки или салфетки.
Задание на развитие вашего технического мышления (на него не нужно отвечать в уроке, оно для вашего развития, «на подумать»). Посмотрите на фото и проанализируйте, как выполнена эта работа? (Про цвет наполнителя не спрашивайте. Не знаю, почему он розовый, фото из интернета).
На выполнение урока даю неделю, т.е. урок надо выполнить до 10 июля.
Для следующего урока приготовьте:
— прозрачную белую органзу (без рисунка), отрез будет равен размеру вашей работы (минимум 40 х 40 см);
Если хотите сделать работу не блестящей, то купите вместо органзы натуральный шелк (он естественно дороже). Например на Ярмарке мастеров. Я покупала такую, но там есть масса других вариантов шелковой органзы в этом магазине (все я, конечно, не пробовала).
— водорастворимый неклеевой флизелин, отрез будет равен размеру вашей работы (минимум 40 х 40 см). НЕ водорастворимую пленку, а именно флизелин;
— обязательно водорастворимые нитки (любого производителя).