Обратное трапунто
Обратное трапунто — это еще одна разновидность техник трапунто, адаптированных для швейных машин, которая является вариацией ложного трапунто. Особенность ее заключается в том, что она по своей сути — негатив обычного трапунто.
Что это значит? Различие заключается в соотношении объема изображения и фона.
Обычное трапунто представляет собой классический барельеф, т.е. на нем выпуклое изображение выступает над фоном.
Тогда, как обратное трапунто представляет по своей сути контррельеф, т.е. это нечто вроде «негатива» барельефа, его оттиск, углубленный в фон. В итоге рисунок продавлен внутрь, а линии и плоскости фона выступают над ним.
На примере скульптурных форм можно наглядно увидеть, что описано выше.
В технике контррельефа часто выполняются тиснения на коже, когда рисунок продавливается на поверхности.
Таким образом при выполнении работы в технике обратного трапунто основной сюжетный рисунок “утапливается” стежкой в фон. А фон остается не застеганным, и, таким образом, выступает над рисунком.
Работы студентов:
В качестве примера рисунок, который отлично подходит для этой техники — сюжет представляет собой разбитые пятна стилизованной птицы, которые объединены в общую композицию кольцом. И сам рисунок внутри элементов тоже наилучшим образом будет смотреться в стеганой работе.
Техника выполнения:
1) Для работы в этой технике лучше выбирать не просто сюжетный рисунок, а уравновешенную композицию, можно симметричную или асимметричную, но обязательно уравновешенную общей схемой.
Фона между элементами не должно быть слишком много — возникнет дисбаланс. Будет казаться, что работа не завершена. Но когда фона мало, это тоже плохо — все элементы сольются.
Творчески подойдите к поиску варианта рисунка для работы. Кроме того научитесь анализировать — подходит ли конкретный рисунок для данной техники или нет. Нужно научиться смотреть на шаг вперед, как бы видеть итог работы в стежке.
Я взяла для выполнения образца к уроку рисунок для салфетки в технике ришелье. В центре асимметричный сюжет, но он включен в круг и это уравновешивает работу, делает ее целостной и гармоничной.
Очень важно выбрать такой рисунок, в котором будет возможность соблюдать примерно одинаковые пропорции между застеганной частью и фоном без стежки, чтобы одна часть другую по массе не перевешивала.
2) Для выполнения работы в технике обратного трапунто важно передать разницу объемов. Достичь этого можно только используя в качестве наполнителя толстый наполнитель, т.е. нужно сложить несколько слоев, например, взять 3 слоя слимтекса 100 или два слоя 150. Ориентируйтесь на то,что есть у вас, но помните,что сэндвич должен быть толстым.
Для работы лучше выбрать однотонную ткань без рисунка или с очень нейтральным рисунком, светлую или темную.
С нитками можно экспериментировать на свое усмотрение. Например, использовать светлую нить на темном фоне или использовать цветные нитки на светлой ткани. Можно попробовать нить меланж, но обязательно протестировать ее на ткани фона, все ли участки цвета видны на выбранной ткани, чтобы не было “провалов цвета” в готовой работе, иначе это будет выглядеть, как проплешина и испортить работу.
3) Перенесите рисунок на ткань.
4) Соберите сэндвич с обязательным натягиванием нижней ткани бэка. При работе с объемными наполнителями очень велика вероятность образования защипов на изнанке работы от перепада толщины во время стежки. Поэтому правильно собранный сэндвич — залог качества вашей работы, сохраненных нервов и сэкономленного на распарывании времени. Во время стежки тщательно расправляйте руками зону стежки. Часто останавливайтесь и смотрите на изнанку, не образовался ли там защип (лучше обнаружить сразу, чем в конце, когда ничего исправить уже нельзя).
Я собрала сэндвич с тремя слоями слимтекса 100, т.е. сэндвич надо собрать максимально толстый, но чтобы его толщину взяла ваша машина.
5) Начните выстегивать работу из середины, обойдите строчкой контур одного элемента.
6) Рисунок покрывной стежки выберите любой, главное чтобы он был плотный и равномерный. Интересно в работе, выполненной в данной технике, смотрятся разные рисунки стежки для каждого элемента.
Работу ведите планомерно из центра и спиралевидно двигайтесь к краям.
Можно менять цвет ниток для разных участков рисунка, чтобы усилить декоративный эффект.
Часто, в работах с обратным трапунто можно увидеть, что край каждого элемента обработан плотным свободно-ходовым зигзагом. Но, на мой взгляд, это делает работы тяжелыми, лишает их легкости и изящества. Я не рекомендую прибегать к этому приему, лучше пройти линию края несколько раз повторно застилом, это выглядит более изящно.
7) Выстегайте полностью работу. Перепад плотности должен быть виден невооруженным взглядом.
8) С изнанки работа не должна иметь защипов и выглядеть так же качественно, как и на лице.
Готовая работа выглядит очень пухлой и приятна на ощупь.
Домашнее задание:
1) Выполнить работу в технике обратного трапунто размером не менее 30 х 30 см.
Рисунок выбирайте вдумчиво, опираясь на рекомендации в уроке. Можно выполнить монохромно или цветными нитками, оставляю это на ваше усмотрение.
На работу даю неделю, техника не сложная, вырезать здесь не нужно, стегать приятно. Выполнить до 6 мая.
Тема на форуме “Урок 9 – Обратное трапунто”.