Урок дизайна 8

Текстура и фактура

Сегодня речь пойдет о еще одном элементе дизайна “текстуре и фактуре”. Роль их в создании произведения искусства невероятно велика, поскольку представить существующий вокруг нас мир без этих двух составляющих невозможно. 

Прикосновение — одно из наших чувств. Наши руки и кожа на поверхности всего тела снабжены чувствительными нервами, которые различают поверхности окружающего мира. Осязание не только дает нам информацию о предметах вокруг, но и доставляет нам удовольствие. Мы находим чувственную радость в осязании различных поверхностей. По той же причине это важный аспект изобразительного искусства.

Текстура и фактура в искусстве задействуют наше осязание и зрение. Они отражают наше представление о том, как должно ощущаться изображенное в работе, как если бы вы протянули руку, чтобы прикоснуться к нему. Как квилтеры, мы должны понимать это как никто другой, поскольку не можем отказать себе в желании дотронуться до красивой ткани или рельефа стеганого одеяла. На этом уроке мы попробуем научиться тому, как квилтер, может привлечь зрителей к квилту с помощью текстуры и фактуры.

Прекрасный образец работы с текстурой это квилт Рэнди Суиндлер (Randi Swindler)  “Воробьи Мэтью” (“Sparrows-Matthew”). Чуть позже рассмотрим его подробно и поговорим о деталях.

А сейчас давайте попробуем разобраться  что же такое текстура, а что фактура. Чем они похожи, почему их так часто путают или считают идентичными понятиями, и чем, все-таки, отличаются.

Текстура

На пошлом уроке мы подробно рассматривали такой элемент дизайна, как линия. Так вот, основная особенность линий в плоскостном изображении заключается в том, что они могут создавать текстуру. Т.е. текстуру всегда можно изобразить/нарисовать с помощью линий.

Текстура — это видимый двухмерный узор на поверхности, который передает информацию о структуре изображаемого, его материале. Проще говоря это — рисунок и цвет.  Текстура дает ответ на вопрос “Из чего?”

Легче всего понять, что такое текстура это представить срез доски — множество волокон образуют характерный рисунок, по которому вы безошибочно определите, что это именно дерево, а не камень или вода.
Глядя на три изображения внизу вы никогда не перепутаете их ни с чем, всегда узнаете в них дерево, не смотря на то, что не видите объект полностью, и что на каждом фото рисунок, вроде как, выглядит по-разному.

Практически все предметы или явления имеют свою узнаваемую текстуру, которую можно запечатлеть в линиях.

Вообще, в природе текстура воспринимается человеком, как визуально, так и тактильно. То есть посмотрев или потрогав можно определить, какой перед нами материал: бархат, шелк, дерево, фольга, пластмасса и т.д.

Визуально — это когда человек видит поверхность предмета и понимаем из какого материала он сделан: шёлк, стекло, кожа, глина…

Тактильно — это когда человек, потрогав, понимает к какому материалу принадлежит то, до чего он дотронулся.

Когда визуальная текстура и материал, из которого сделано вещество совпадают — это натуральная текстура. Например, если глиняная игрушка сделана из глины, а разделочная доска из дерева.

Но бывает, что этого совпадения нет. Например, когда на пластиковую доску нанесен рисунок дерева, или на глянцевую пленку нанесен рисунок каменной кладки. И это уже является имитацией.

Мы, в свою очередь, в квилтинге работаем всегда не с натуральной текстурой, а с ее имитацией. Когда фактически материал и рисунок на нем не совпадают. И это очень важно понимать! Т.е. мы изображаем дерево не из деревянных досок, а из ткани, нанося на ее поверхность разными приемами текстуру дерева. 

Другими словами в квилтинге тактильность уходит на второй план, отдавая первенство визуальной составляющей, поскольку практически все поверхности и материалы имитируются из ткани и на ткани. Т.е. основная  задача квилтера — передать текстуру любого предмета только через зрение.

И для этого существуют неограниченные возможности линейной графики, т.е. все материалы можно изобразить с помощью линий.

Теперь вернемся к квилту Рэнди Суиндлер (Randi Swindler)  “Воробьи Мэтью” (“Sparrows-Matthew”).

Оконная рама и карниз выглядят деревянными. Глаза зрителя четко улавливают что это дерево, потому что линии стежки имитируют текстуру дерева, которую мы без труда узнаем. Обратите внимание, как незастёганные фрагменты, в промежутках между линиями, слегка вздуваются, из-за чего изображаемая “древесина” кажется немного грубой. Создается впечатление, что это неровный подоконник, возможно, в сельском домике или в лесной хижине.

После добавления нескольких мазков краски на прозрачную ткань в проемах рамы, наши глаза говорят н нам, что эта поверхность — это два гладких стекла.

И наконец, что не менее важно, каждый воробышек на картине выглядит так, как будто его тело покрыто мягкими легкими перышками. Они созданы с помощью комбинации краски и стежки разноцветными нитками. Рисунок перьев дает зрителю только намек на отдельные перышки, не выделяя каждое из них по отдельности, от этого птицы кажутся объемными, мягкими, пушистыми и настоящими.

______________________________________________________________________________

Вы уже поняли, что текстура имеет поистине безграничное разнообразие, во многих случаях именно текстура создает эстетическую особенность произведения. Наше восприятие текстуры происходит на чувственном уровне. Но оно так же важно для наших органов чувств, как цвет и форма.

Самым популярным средством создания текстуры в квилте является машинная стежка. Имитируя линейный рисунок какой-либо поверхности легче всего визуально передать его текстуру.

В то время, как машинная стежка создает ровные линии и контуры между линиями, ручная стежка способна создать богатую элегантную текстуру или, наоборот, что-то дикое и сумасшедшее.  Ручное выстегивание, в отличие от машинного, может создать текстуру внутри ломаной линии  и это всегда выглядит очаровательно.

Но, есть и масса других приемов для того, чтобы создать и усилить эффект от создаваемой текстуры: вышивка, нашивка шнура, использование нитей разной толщины и качества, а так же использование всевозможных красок.

Но, если говорить конкретно о квилте, как о результате художественного замысла, то самым незаменимым арсеналом для создания текстуры выступает непосредственно ткань. Именно ткань позволяет создавать произведения со сложной,  глубокой и яркой текстурой, разнообразной про цвету и строению.

Самым ярким примером воплощения текстуры в работах стиля пэчворк служит творчество невероятной Йоко Сайто. Настолько тонко чувствовать природную красоту вокруг, и уметь ее воплотить в текстиле дано далеко не каждому художнику. В ее творчестве очень много работ, целью которых являлась именно передача текстуры поверхностей: архитектура, дерево и другие темы.

Самой моей любимой серией работ является “Basket made from cloth” (“Корзины из ткани”) опубликованная в одноименной книге. Эта книга полностью посвящена теме плетения.

В ней Йоко пытается воссоздать в текстиле разнообразные виды плетения корзин и это получается у нее превосходно. После просмотра иллюстраций этой книги невозможно остаться равнодушным к этой теме, и хочется тоже попробовать передать какое-то замысловатое плетение средствами ткани. Она использует разнообразные приемы для воплощения разных плетеных “техник”, что делает каждую сшитую ею корзинку неповторимо прекрасной и отличной от других, а текстура их настолько выразительна, что кажется, что от прикосновения ты сможешь почувствовать полосочки лозы под пальцами.
Несколько фото из этой книги:

А вот примеры других японских мастеров на эту же тему:

 

  Фактура 

Фактура — это физическое качество поверхности или вещества, которое мы ощущаем через осязание. Попросту говоря — это рельеф. Это те визуальные и тактильные ощущения, которые можем описать, когда смотрим или касаемся поверхности предмета. Фактура дает ответ на вопрос “Какая?”

Тактильная фактура — это реальное физическое качество поверхности, которое можно почувствовать и оценить. Это наши ощущения при прикосновении, например гладкость сатина или шероховатость наждачной бумаги. Тактильная фактура создается с помощью материалов, процессов и методов, а также того, как они используются вместе.

Визуальная или подразумеваемая фактура — это реалистичная иллюзия, представляющая или имитирующая фактуру. Это восприятие текстуры, столь же мощное сенсорно, как и тактильное ощущение, и мы вполне можем описать его словами: гладкая как атлас, шершавая как наждачная бумага, колючая как еж, пушистая как мех. И несмотря на то, что мы не можем прикоснуться к поверхности этого предмета (потому что мы только видим его изображение), мы испытываем мысленную реакцию, как будто мы можем чувствовать то, что видим.

Например, художник Эдуард Рихтер (Edouard Frederic Wilhelm Richter) в своей картине “Синее платье” (“The blue dress”) так мастерки изобразил визуальную текстуру ткани, что мы не только видим роскошные складки платья, но и чувствуем гладкость и тяжесть шелкового атласа, и кажется даже слышим шелест этой ткани.

Фактура — сильный элемент дизайна, поскольку добавляет глубины и визуального разнообразия. Она привлекает зрителя, вовлекая его в работу и вызывая эмоциональный отклик. Кроме того, ткань сама по себе очень благодатный материал, позволяющий играть с ее структурой и менять ее внешний вид: драпировки, складки,  сгибы, заломы, сборки, буфы и т.д. Посмотрите как разнообразны ее возможности:

В квилтинге для создания фактуры используется весь арсенал воображения автора, т.е для создания рельефа можно использовать любые приемы работы с тканью: рвать, многослойно нашивать друг на друга, делать складки, защипы, загибы,  разрезать множество слоев и пушить их (приёмы синель), вырезать внутренние слои, нашивать всевозможные объемные элементы из других тканей, кружева, ленты, шнуры, валяные шарики, бусины, бисер, т.е делать всё, что подскажет вам ваша задумка и фантазия.

Когда дело доходит до удержания внимания зрителя, созданная фактура может сделать лоскутное одеяло необыкновенно привлекательным. Как квилтеров, нам отовсюду внушают, что чем больше разнообразия в подборе ткани для проекта, тем интереснее может быть изделие. Но не позволяйте одной только ткани делать всю работу, включайте в свою работу другие элементы декора, чтобы оказать гораздо большее влияние на воображение зрителя.

Возьмем, к примеру, квилт Мишель Санандаджян (Michele Sanandajian) «Городские желания» (Urban Desires).

По мере того, как взгляд перемещается по пространству квилта, обратите внимание, как все различные элементы, гладкие (кожа), блестящие (металлическое кольцо), грубые (нитки), мягкие (кусочки пряжи) и комковатые (текстурированная кожа), работают отдельно, чтобы рассказать каждый свою историю, но в то же время они отлично смотрятся вместе, завязанные в одно целое.

Причем такие элементы, придающие фактуры и выразительности квилту, можно добавлять не только в арт-квилты, но и в классические квилты, например, я не раз видела их в работах с аппликацией, покажу самые впечатляющие:

Больше примеров квилтов с разнообразными фактурами и текстурами можно увидеть здесь

_____________________________________________________________________________

Помните, что как текстура, так и фактура, как обе сразу, так и отдельно сами по себе, всегда помогают восприятию целостного образа.

На примере квилта «Древо жизни» (“Tree of Life”) Дебби Шнабель (Debby Schnabel) посмотрим, сколько способов она использовала для создания различных фактур в своей работе.

Гладкий — россыпь гладких бусинок в центр каждого большого круга дерева.
Блестящий — использование металлических и стеклянных бусин добавляет блеска.
Жесткий — красные йо-йо вдоль дна имитируют камень или похожи на гальку.
Шероховатый — ручные стежки с большим шагом добавляют немного грубой текстуры.
Тканый — ткань за деревом имеет плетенный тканый узор.
Пушистый — ткань фона дерева выглядит как фланель, которая на ощупь мягкая и почти пушистая.

Не смотря на то,что мы занимаемся квилтингом и работаем в основном с тканью, вы не должны ограничиваться этим. Расширяйте  свои навыки, изучая и анализируя искусство, которое не является квилтингом и даже не относится к текстильному. Сравнение и изучение работ художников, которые используют другие материалы, помимо волокнистых материалов, могут стать катализатором, необходимым для развития лучшего чувства дизайна и успешной работы с разнообразными формами, образами, текстурами и фактурами.

Посмотрите на работы опытных художников-квилтеров, насколько сложную фактуру они передают, насколько глубокой кажется их палитра, и изображаемая ими текстура создает впечатление сложной и настоящей. И при этом все они пользуются разными приемами и средствами для реализации своей задумки:

Текстура придает дизайну дополнительную пикантность и визуальное богатство. Дизайн легко улучшается за счет изменения текстуры: сочетания гладкости, шероховатости и рисунка. Фактура добавляет характер, может создать ощущение возраста и придает уникальность. Когда текстура создает узор, он добавляет детали, богатство и интерес. Каждый дизайн предполагает различное, своё уникальное текстурное и фактурное воплощение.

Как у мастера лоскутного шитья или художника по ткани, у вас есть бесчисленный арсенал вспомогательных средств, кроме множества самого разнообразия тканей, это: нитки, пряжа, пуговицы, кружева, краска, бумага, бусы, декоративные элементы и многое другое — будьте креативны!

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: 

Задание 1: Отправьтесь на прогулку по окрестностям, в местный парк, в лес, на давно заброшенную строительную площадку или по другим интересным для вас местам. Обязательно возьмите с собой фотоаппарат или мобильный телефон с камерой. Учитесь смотреть вокруг и искать интересные текстуры и фактуры. Чтобы развить воображение нужно стать более внимательным, наблюдательным к окружающему миру. Сделайте 3-5 фотографии, показавшихся вам интересных фактур. Фото загрузите на форум, а сами подумайте, какие средства помогли бы вам реализовать найденные текстуры и фактуры, как бы вы их изобразили в квилте?
Примеры, интересных текстур и фактур:

Задание 2. «Ощущение выразительных возможностей фактуры». Попробуйте подобрать различные материалы с разными текстурами и фактурами для передачи одного из таких ощущений (одно на выбор): 
а) прикосновение к мыльной губке;
б) вкус черного перца;
в) запах скошенной травы.

Выполните упражнение в виде абстрактного коллажа из обрезков разных материалов (можно использовать все, что найдете, не обязательно только ткани: фольгу, салфетки, кружева, цветные упаковки, бусины, бисер и т.д.).

Задание 3. Создайте абстрактный коллаж из обрезков бумаги, или лоскутков тканей. Попробуйте передать его средствами разные состояния льда:
 — твердый и прочный;
— тающий.

Образцы к домашнему заданию 2 и 3 не показываю, потому что увидев чужой ассоциативный рисунок сложно придумать свой. А тут оба задания именно на воображение связанное с личными ассоциациями.

На выполнение урока две недели до 13 октября.

На форуме тему назвать “Урок 8 – текстура и фактура”.