Урок дизайна 9

Пространство и перспектива

Сегодня мы поговорим о таких понятиях как перспектива, пространство и глубина. Все эти составляющие помогают создать иллюзию трехмерного пространства на полотне плоской лоскутной работы. Создать эту иллюзию не сложно, если вы знаете законы построения перспективы на плоском листе, чем и является квилт и несколько способов обмануть двухмерное пространство.

За счет включения множества различных ключевых элементов для создания глубины и пространства ваши лоскутные работы будут интересны и привлекательны для зрителей, не важно в каком стиле,  абстрактного изображения или реалистичного, они сделаны.

Есть шесть ключевых способов, которыми художник может создать пространство на двухмерной поверхности. 

ПЕРСПЕКТИВА

Перспекти́ва (фр. perspective от лат. perspicere — смотреть сквозь, проникать взором) — техника изображения пространственных объектов на плоскости или какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний, формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре.
Звучит очень сложно. Если говорить простым языком, то перспектива — область начертательной геометрии, которая помогает математически правильно изобразить сокращение предметов в пространстве так, как мы его видим зрением. 

Т.е. задача перспективы передать трехмерность окружающего мира средствами двухмерного пространства листа/квилта. А для этого необходимо всего навсего знать правила, которые установлены наукой (начертательной геометрией) и выработаны искусством (в частности, живописью и цветоведением, потому что речь конкретно о цвете).

В зависимости от назначения создаваемого изображения и авторского видения объекта выделяют несколько основных видов перспективы.

  • Прямая линейная перспектива
  • Обратная линейная перспектива
  • Панорамная перспектива
  • Аксонометрия
  • Сферическая перспектива
  • Воздушная перспектива
  • Тональная перспектива
  • Перцептивная перспектива

У нас с вами нет задачи научиться строить каждую из данных перспектив, поскольку это не является областью композиции, а является привилегией черчения. Но видеть их, отличать и понимать, как можно каждую из них использовать в квилте — это нам по силам в одном уроке, поэтому давайте коротко рассмотрим все виды по отдельности.

Прямая линейная перспектива

Она рассчитана на неподвижную точку зрения и предполагает единую точку схождения на линии горизонта (предметы пропорционально уменьшаются по мере удаления их от переднего плана).

Основные законы линейной перспективы заключаются в следующем:

1. Все предметы по мере удаления от наблюдателя воспринимаются им уменьшенными. Это должно быть отражено на рисунке.

2. Параллельные горизонтальные линии, удаляющиеся от наблюдателя, кажутся сближающимися, а затем и сходящимися в одной точке. Эта точка находится на линии горизонта и называется «точка схода».

3. Все горизонтальные направления (линии, грани предметов и др.) на рисунке обязательно должны быть горизонтальными
Все вертикальные направления остаются на рисунке строго вертикальными.

4. Прямоугольный предмет, расположенный фронтально (параллельно) к картинной плоскости, имеет одну точку схода — главную.

5. Прямоугольный предмет развернутый под углом к картинной плоскости, имеет две точки схода — дополнительные, в которые сходятся параллельные линии боковых ребер.

Использование прямой линейной перспективы доминирует в большинстве работ из-за большей «реалистичности» такого изображения, и легкости построения.

Обратная линейная перспектива

Это вид перспективы, при которой изображенные предметы представляются увеличивающимися по мере удаления от зрителя, картина имеет несколько горизонтов и точек зрения, и другие особенности.

При изображении в обратной перспективе предметы расширяются при их удалении от зрителя, словно центр схода линий находится не на горизонте, а внутри самого зрителя.

Этот вид перспективы встречался в древнерусской иконописи и в византийской живописи.

В квилте мне такой вид перспективы не удалось найти, но в современном искусстве ее образцы, хоть и редко, но попадаются. 

Кстати, советские мультипликаторы очень любили использовать этот прием, по видимому считая, что такое изображение делает предметы ближе к их маленькому зрителю.

 

Панорамная перспектива

Это изображение, строящееся на внутренней цилиндрической (иногда шаровой) поверхности. Слово «панорама» в буквальном переводе означает «всё вижу»,  то есть это перспективное изображение на картине всего того, что зритель видит вокруг себя.

 

Достаточно популярный прием изображения в современном искусстве, и в квилтинге в том числе.

Надо сказать, что идея панорамы прижилась в квилтинге по-своему, через декоративное прочтение. От первоначальных основ классической начертательной геометрии остался только намек. А вот сама идея изображения того, что можно видеть вокруг приобрела множество декоративных интерпретаций. 

Популярные квилты-семплеры с изображением множества домиков это тоже художественная переработка идеи панорамной композиции:

Аксонометрия

Аксонометрия (от др.-греч. ἄξων «ось» + μετρέω «измеряю») — один из видов перспективы, основанный на методе проецирования (получения проекции предмета на плоскости), с помощью которого наглядно изображают пространственные тела на плоскости бумаги.

Это направление достаточно популярно в пэчворке и воплощается в самых разнообразных квилтах с геометрическими формами

Сферическая перспектива

Еще ее называют криволинейной перспективой, “Рыбий глаз” (от названия объектива фотоаппарата, которым можно выполнить такой снимок)  или изогнутой перспективой.

 

Такие искажения можно наблюдать на сферических зеркальных поверхностях. При этом глаза зрителя всегда находятся в центре отражения на шаре. Это позиция главной точки, которая реально не привязана ни к уровню горизонта, ни к главной вертикали.

Такой вид перспективы тоже строится на законах начертательной геометрии, но мы не будем рассматривать эту сложную систему построения, кто заинтересуется найдет ее в учебниках по черчению.

Идеи сферической перспективы достаточно хорошо прижились в таких направлениях современного искусства, как скетчинг, графика, фотография.

Этот вид перспективы особенно любил использовать в своих произведениях голландский художник Мауриц Корнелис Эшер

сейчас сейчас его активно использует в своих картинах американский художник Дик Термес.

 

Идеи этого вида перспективы в квилтинге прижились в виде геометрических иллюзий.

 

Воздушная (тональна) перспектива

Тональная перспектива — понятие техники живописи. Является частью линейной перспективы. Тональная перспектива — это изменение в цвете и тоне предмета, изменение его контрастных характеристик в сторону уменьшения, приглушения при удалении вглубь пространства. 

Воздушная перспектива характеризуется исчезновением четкости и ясности очертаний предметов по мере их удаления от глаз наблюдателя.

При этом дальний план характеризуется уменьшением насыщенности цвета (цвет теряет свою яркость, контрасты светотени смягчаются), таким образом — глубина кажется более тёмной, чем передний план.

 

Для передачи глубины пространства в двухмерном пространстве полотна ближайшие предметы должны быть изображены в их собственных цветах, удаленные приобретают синеватый оттенок.

 

 

«…а самые последние предметы, в нём видимые, как, например, горы вследствие большого количества воздуха, находящегося между твоим глазом и горою, кажутся синими, почти цвета воздуха…», — писал Леонардо да Винчи в своих трудах.

 

 

ПРОСТРАНСТВО

Форма и фигура взаимозависимы, потому что изменение одного повлияет на другое. Пространственные отношения между формой и пространством могут создать напряжение и добавить 3D-эффект в ваш дизайн. Форма и пространство придают дизайну большую визуальную активность, которая помогает зрителям оставаться вовлеченными. Чтобы создать 3D-эффект в своем дизайне, вы можете добавлять тени, складывать несколько элементов или поиграть с цветами.

Пространство – это область, которая окружает отдельные фигуры в квилте; это создает форму в пространстве. Думайте об этом как о музыке: пространство – это тишина между нотами песни. Если бы все ноты игрались вместе, это превратилось бы в шум. 

Если вы посмотрите на элемент дизайна, негативное пространство – это область, которая не занята никакими элементами. По сути, это цвет фона, который вы можете видеть. Например, обилие негативного пространства в макете приводит к открытому, воздушному и светлому фону. Нехватка отрицательного пространства может привести к загромождению дизайна, к его кучности и хаотичности в восприятии,когда глаза зрителя не могут остановиться на чем-то конкретном а беспрерывно бегают по поверхности работы  в поисках главного. С визуальной точки зрения, эскизу квилта необходимо пространство для достижения уровня ясности в дизайне. Негативное пространство – это очень важный элемент, который нужно учитывать при создании проекта проектировании.

Работы, в  которых много негативного пространства выглядят более воздушно и легко.

Ниже у нас есть пример отрицательного (негативного) пространства. Геометрические формы на первом плане имеют идентичный дубликат на втором плане. Это помогает добавить трехмерный эффект на негативном пространстве. Вы заметите, что элементы равномерно распределены по фону – негативному пространству.

В дизайне выделяют два типа пространства: позитивное и негативное (или белое). Позитивное пространство — это место, которое занимают сами элементы дизайна, а негативное пространство — это свободное место вокруг позитивного. Когда оба пространства “звучат” гармонично, дизайн выглядит сбалансированным, проработанным и упорядоченным.

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

  1. а)Заполните плоскость листа прямыми тонкими, произвольно пересекающимися линиями по всей поверхности композиционного пространства (выполните их тонкими линером или черной шариковой ручкой). Можно выполнить заполнение равномерно, а можно со сгущением в одной области — появится акцент, притягивающий внимание.

    б) Далее на тонкую сетку нанесите сетку из более толстых линий (фломастером) . Эта сетка должна выглядеть как более увеличенный фрагмент предыдущей. При этом не следуют крупной сеткой закрывать сгущения тонкой сетки.
    После нанесения этой сетки возникает эффект пространства — более крупная сетка на переднем плане, а тонкая — на заднем.

    в) Выполните поверх третью сетку уже самым толстым маркером, который найдете. С ростом толщины сетки переднего плана еще больше усиливается глубина пространства, контраст между тонкими и толстыми линиями;  зрительно увеличивается пространство между сетками.

    г) На основе этого простого упражнения, можно выполнить более сложную графическую композицию, на любую выбранную вами тему, например, на промышленную, когда на переднем, среднем и заднем плане пересекаются строительные балки, которые определяют пространственный характер сюжета.

  2.