творческое шадоу трапунто

Шадоу трапунто (Shadow Trapunto)

 Shadow Trapunto — дословно переводится с английского, как “тень трапунто”.
Примеры работ в этой технике:

Эта техника очень похожа на классическое исполнение трапунто. Но у нее есть основное отличие. Выпуклый рисунок трапунто в таком сэндвиче отличается от цвета фона и может быть белого или черного цвета.

Пример с черным слимтексом, работа студентки:

Техника эта авторская, придумала ее румынская квилтесса Geta Grama.

Для выполнения сэндвича в этой технике дополнительно к основным материалам понадобится прозрачная (чем прозрачнее, тем лучше) и без рисунка органза.

Так же понадобится водорастворимый флизелин (не обязательно) или можно обойтись калькой или папиросной/газетной бумагой (у которых низкая плотность).

Техника выполнения классического Шадоу трапунто:

1) Выберите рисунок для трапунто. Выполните его в нужном размере. Это может быть сложный орнамент из геометрических форм или сюжет из простых растительных элементов. Вы берете то, что вам по вкусу.

Далее можно работать двумя разными способами, с бумагой или с водорастворимым флизелином. В авторской методике Geta Grama делает на бумаге. Я предпочитаю флизелин, да, он дороже, но, какой толщины бы не была у вас калька, при ее обрывании все равно вытягиваются петли в строчке. Каким способом пользоваться решать вам.

Можно оставить рисунок на бумаге, но я рекомендую перевести на тонкую кальку. Но именно тонкую, если таковая у вас имеется. Если калька по плотности не отличается от бумаги, то смысла в этом нет.

Так же можно перенести рисунок на водорастворимый флизелин, это значительно сэкономит время работы, поскольку потом не придется обрывать бумажную основу (кальку). Так же это улучшит качество работы, поскольку при отрывании бумаги или кальки неизбежно местами вытягиваются петли.

Рисунок выстрачивается только через бумажную основу (кальку/водорастворимый флизелин), поскольку органза очень нестабильный материал и по ней выполнить строчку и при этом не искривить рисунок невозможно.

 2) Соберите первый сэндвич:

— слимтекс или синтепон. Отрез наполнителя возьмите размером с рисунок;

— поверх выложите отрез органзы. Отрез должен быть равен размеру готовой работы! Т.е. если рисунок у вас планируется меньше фона, то отрез органзы должен быть размером с фон;

— накройте рисунком на бумажной основе/водорастворимым флизелином.

Сколите сэндвч портновскими булавками для стабильности, чтобы органза во время работы не сместилась.

3) Работа на этом этапе выполняется водорастворимыми нитками с лица и с изнанки (в этой работе только ими!) У меня были вот такие.

Но можно пользоваться разными, какие найдете в продаже:

Выстрочите на свободном ходу машины рисунок по контуру, каждый сегмент должен прерываться при этом можно пользоваться точечной закрепкой машины. Работая с водорастворимой ниткой не нужно классически заправлять нить в слои сэндвича. Можно просто обрезать у корня, она все равно потом полностью исчезнет.

В качестве альтернативы можно попробовать использовать мононить на лице и простую белую нить на изнанке, но учтите, что след от мононити все равно будет виден на работе и может создать эффект неаккуратности.

4) Аккуратно оборвите бумажную основу вокруг строчки, если использовали рисунок на бумажной основе.

Если вы работали с водорастворимым флизелином, то его удалять не нужно в течение всей работы, вплоть до полного ее завершения.

5) Вид работы после удаления бумаги.

6) С изнанки обрежьте лишний наполнитель, оставляя его только в сегментах рисунка. Обрезайте, как можно ближе к строчке, но не повреждая ее. Так же будьте внимательны и осторожны, чтобы не повредить органзу.

Удобно выполнять обрезку ножницами-снипером.

Если органза была все же повреждена и надрез небольшой, то его можно оставить, после плотной стежки он будет не заметен. Но если повреждение значительное, то работу придется переделывать.

7) Соберите второй сэндвич (классический):

— ткань изнанки;

— наполнитель;

— ткань лица. Лучше выбирать яркие цветные ткани, чтобы на них был выразительно виден белый сюжет трапунто. На ткани не должно быть крупного принтованного рисунка. Отлично подходит батик;

— органза с рисунком (органзой вверх).

Сколите сэндвич портновскими булавками, аккуратно, не повредив, органзу.

8) Обычными нитками для стежки, белыми или в цвет ткани, выполните обстрочку рисунка отступая 1 мм от наполнителя, чтобы он оказался после удаления водорастворимой нити в середине «кармашка» из органзы и обрывки наполнителя не выходили за строчку, иначе работа будет казаться не аккуратной.

Вокруг элементов выполните плотную покрывную стежку. Двигайтесь во время работы все по таму же принципу спиралевидно от центра к краям, иначе вам не избежать защипов на изнанке.

9) Готовый сэндвич замочите в теплой воде на 15-20 минут для удаления водорастворимой нити и водорастворимого флизелина (если вы его использовали). Работу не выжимать, дать стечь воде естественным путем. Сушить в расправленном состоянии на горизонтальной поверхности. Утюжить можно только с изнанки без пара и не нажимая на места с объемными фрагментами.

Готовую работу оформите по возможности в изделие.

Работы студентов:

Творческое шадоу трапунто

Техника шадоу трапунто многогранна и предоставляет большие творческие возможности. Ее можно применять к работам:
— разной геометрической формы;

— объемной формы;

— к работам с лоскутной сборкой.

В лоскутных сборках можно пойти двумя путями:

Первый. Шадоу кладется на полностью собранный лоскутный проект.

Второй . Шадоу выполняется для каждого блока отдельно и после этого они собираются в проект;

— творческие интерпритации техники и нестандартные оформительские решения.

Работы студентов:

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

  1. Выполнить работу в технике классического шадоу трапунто на цельном отрезе цветной лицевой ткани, размером не менее 40 х 40 см.
  2. Выполнить творческую работу в технике шадоу-трапунто. Жду ваших креативных мыслей и необычных сочетаний. Идея и размер работы произвольный.
    Покрывную стежку для работы придумать СВОЮ! 

    Чем классическое шадоу отличается от творческого? 
    Классическое — кода рисунок состоит из отдельно лежащих, не примыкающих друг к другу элементов, вокруг него покрывная стежка, и все это выполнено на цельном отрезе ткани-основы.
    Творческое — может иметь лоску́тную основу, а сам элемент шадоу может быть одним целым фрагментом, на котором строчкой “прорисованы” детали. Причем прорисованные детали могут быть выполнены, как на первом сэндвиче (тогда объем изображения не потеряется), так и на втором.

На выполнение работы даю время неделю до 26 ноября.

Тему на форуме назвать “Урок 7 – шадоу-трапунто”.

Для следующего урока приготовьте:

— кусочки цветного фетра или флиса (размеры сказать не могу, они будут зависеть от выбранного вами рисунка). Обязательно проверьте их на линьку, цветные кусочки фетра часто линяют. Если эта проблема есть, то не берите этот фетр, никакая обработка уксусом не поможет, он все равно полиняет в готовой работе и испортит ее — проверено моим опытом);

— ткань полупрозрачную (муслин, натуральный шелк для росписи батика, батист, хлопок+шелк, можно попробовать органзу). Очень важно — ткань должна просвечивать, т.е. если положить ее на ладонь, то ладонь должна быть видна. Отрез 50 х 50 см. Не стабильные ткани можно попробовать накрахмалить.

У меня в работе будет шелковая органза, она в меру прозрачна и в то же время стабильна.

Т.е. это органза из натурального шелка для батика 120 х 40 см. Еще встречается под названием «Чо балетный». Плотностью 6,0 мм (25,8 г/м2) или 10мм (43,1г/м2).

Здесь мм – это Момми (еще говорят Мумия или Муммия) — традиционная Китайская единица измерения плотности Натурального шелка. Момми означает количество шелковых нитей на один миллиметр ткани.

Для сложных больших работ подходит только такая органза, потому что она стабильна и на нее можно перевести рисунок без искажения. Синтетическая при рисовании на ней ходит в стороны и сделать с ней большую работу хорошего качества практически невозможно.

Для небольшой учебной работы можно использовать другие прозрачные ткани, перечисленные выше.